2018-05-31 237 Просмотров
Современное общество позиционирует всеобщее равноправие, а значит – равенство полов. Но так ли это на самом деле? Вспомните присказку: «Курица не птица, женщина не человек». Действительно ли за последние десятилетия поменялось отношение к женщине или это видимость перемен? Смогла ли измениться психология некогда патриархального общества?
ТАБУ ДЛЯ ГЕТЕРЫ
В патриархальном обществе о равенстве полов не может идти и речи. В нем женщину уважают, вот только проявляется это своеобразно – однобоко. Это уважение к женщине как к матери, раскрытие лишь одной ее ипостаси.
У Аристотеля есть модель «идеальной женщины». Он представлял ее как равносторонний треугольник, в котором есть стороны Мать, Гетера, Жрица. В переводе на современный язык: Мать, Партнерша, Профессионал. Согласно Аристотелю, женщина должна одинаково реализовываться во всех трех ролях. Если одна из этих ролей начинает преобладать, то теряются другие: ведь сумма углов треугольника равна.
В патриархальном обществе именно этот перекос и происходит. На первое место выходит роль женщины как Матери, а остальные две роли страдают. Так называемая роль Гетеры (то есть партнерши мужчины) снижается. Возникают выраженные табу на женскую сексуальность, она подавляется и скрывается. «Приличная женщина» в патриархальном обществе должна строго одеваться, практически не использовать косметику, во многих странах для женщины недопустимо даже улыбнуться на улице или поднять глаза, это будет воспринято как заигрывание… А вот мужская измена считается чуть ли не нормой – если муж благородно скрывает ее от жены. Любвеобильность восточных мужчин, их попытки завязать роман с любой туристкой вне зависимости от ее возраста, внешности, матримониального статуса хорошо известны. Но восточная женщина, естественно, права на измену не имеет.
Роль Жрицы (то есть реализации женщины в профессиональном поле) в патриархальном обществе тоже нивелирована. Женщина должна заниматься домом. И если в наш век традиционное общество хочет выглядеть современным и европеизированным и допускает, чтобы женщина вышла на работу, это все же может быть воспринято как позор для семьи. Мол, мужчины не могут ее содержать.
НЕ ВИЛЯЙ ПОПОЙ!
Роль Матери – единственная роль женщины, которая поощряется в патриархальном обществе. Пример современного патриархального общества – кавказские культуры. Не случайно возник анекдот: «У русского есть жена и любовница – он любит любовницу. У американца есть жена и любовница – он любит жену. У европейца есть жена и любовница – он любит обеих. У кавказского мужчины есть жена и любовница – он любит маму».
Увы, это замкнутый круг. С детства в патриархальном обществе растится будущая мать, девочка получает много посланий на тему: «Ты же будущая мама!» Что само по себе неплохо, если бы из нее не растили только мать. Одновременно с этим сексуальность девочки сдерживается: «Веди себя прилично», «Не улыбайся», «Не виляй попой» и так далее. В патриархальном обществе – строгие табу на сексуальность, на связь до брака. Вырастая, теперь уже девушка, а не девочка вступает в брак. И хотя в браке у нее появляются сексуальные отношения, ее сексуальность остается зажатой.
ОБ ЭТОМ
«Побивание камнями Сарайи», США, 2008
Эта асимметрия показана в трогательном и страшном фильме «Побивание камнями Сарайи». Что самое ужасное – фильм основан на реальных событиях. Действие происходит в наши дни в одной из мусульманских стран. Журналист случайно становится свидетелем трагедии – преступления, которое все пытаются скрыть. Сарайя – еще молодая и красивая, но уже надоевшая жена. Муж ей изменяет, он хочет получить развод, чтобы взять новую жену – девочку-подростка. О его изменах знает вся деревня, но люди молчат, а Сарайя покорно терпит. Он сам обвиняет жену в измене, сфабриковав нелепые доказательства. По традиционному закону ее предают казни: забивают камнями, и даже ее маленькие сыновья в этом участвуют, чтобы смыть с себя преступление «матери-шлюхи», доказать лояльность мужскому сообществу. А потом перед европейским журналистом деревенские старожилы пытаются сделать вид, что этого преступления не было.
«Секс» и «сексуальность» – понятия не тождественные. А ведь сексуальные отношения – одна из основ брака. Чем отличается любовь от дружбы, если не сексуальностью? В результате в супружеских отношениях возникает дисбаланс: женщина покорно исполняет «супружеский долг», но и мужчину холодность партнерши не устраивает, он начинает искать удовольствие на стороне. У него происходит внутреннее расщепление между любовью и сексуальностью, формируется так называемый «комплекс Мадонны и проститутки». Он привязан к жене сердечно, вот только его либидо направлено на других женщин. Жену он уважает, а любовницу хочет. Он не может хотеть и уважать одну и ту же женщину.
В таком обществе есть система ригидных установок – какой «приличная женщина» должна быть. И если она хоть в чем-то нарушила правила, то сразу же из «Мадонны» стала «проституткой». Поэтому европейская туристка в восточной стране не вписывается в эту ригидную систему и становится в глазах местного населения «проституткой» просто потому, что носит шорты, красит ногти красным лаком и пользуется косметикой.
ИЗМЕНА… С СЫНОМ
А вот нереализованность женщины в супружеских отношениях заставляет ее искать связи не на стороне (женская измена запрещена), а устанавливать тесную связь с детьми, особенно – с сыном. Происходит то самое психоаналитическое замещение: несчастливая в браке супруга превращает сына в своего мужа. Сын оказывается на первом месте, а дочь играет второстепенную роль. И то, что в современном европейском обществе считалось бы «эдиповым комплексом», здесь – норма. Неосознанно женщина направляет свою нереализованную сексуальность на сына. Чем несчастнее она как жена – тем теснее связь с ребенком, это прямо пропорциональная зависимость. Заметим, теорию об эдиповом комплексе создал Зигмунд Фрейд как дитя патриархального общества с сексуальными табу.
Чем культура патриархальнее, тем сильнее в ней выражены запреты на сексуальность. Потому что сексуальность превращается в единственное средство манипуляции, женской власти над мужчиной! Это предопределено биологическими программами: животный инстинкт, доставшийся нам от предков. Животные, у которых самец и самка равны и одинаково свободны (например, у ирбисов – снежных барсов), брачные ритуалы сведены к минимуму. Именно это мы и видим в демократических странах, в которых действительно есть равенство полов. Понравились друг другу – отлично, можно быть вместе, и это не накладывает ни на кого кабальные обязательства. Не понравились – каждый пошел своей дорогой. Возможен секс на первом свидании – и это не воспринимается как распущенность или что-то негативное.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Анна Сударева,
психолог
ВНИМАНИЕ К СЕБЕ
Как чувствовать себя сексуальной? Сексуальные женщины излучают любовь к себе, чувственность, спонтанность и естественность – все эти качества не врожденные, их в себе можно развивать. Прежде всего нужно полюбить себя и свое тело. Задача не из простых, и, возможно, для полного принятия себя понадобится помощь психолога. Но не сдавайтесь и каждый раз, разглядывая себя в зеркале, находите и отмечайте то, что вам нравится, любуйтесь собой. Не забывайте о телесных наслаждениях: ванны, массаж, маникюр, уход за телом – все эти простые вещи наполняют уверенностью в себе. Искренне улыбайтесь себе и окружающим: улыбка – лучшее средство в налаживании отношений. Быть интересным и привлекательным – значит проявлять интерес к другим. Позаботьтесь о своем отдыхе – уставшая и замученная женщина вызывает какие угодно чувства, кроме сексуальных. Будьте внимательны к своим ощущениям и внутренним потребностям.
ЦЕНА МАНИПУЛЯЦИЙ
А вот если самки подавлены самцами и бесправны (как у многих видов приматов), возникает сложная система брачных ритуалов. Появляется система «поощрительного спаривания»: самец, чтобы получить доступ к телу самки, должен что-то для нее сделать, заслужить это право. А у животных ведь самки готовы к спариванию не круглогодично и круглосуточно, есть репродуктивные периоды, когда она может забеременеть. И вот представьте себе: живет себе самка, живет, донельзя подавленная самцами. Но тут начинается репродуктивный период, и самец хочет получить доступ к ее телу. Конечно, она отыгрывается за весь год.
Так и женская сексуальность в патриархальных культурах скрыта: она используется как единственный способ получить власть над мужчиной, манипулировать им. «Сперва кольцо на пальце, потом все остальное!» Отсюда табу на сексуальную связь до брака: женщина не подпустит к себе мужчину, пока он официально не взял на себя обязательства перед ней. В патриархальной культуре сексуальность из удовольствия превращается в средство манипуляции. Ведь это единственный способ со стороны женщины получить власть над мужчиной.
Вот только женщина тоже лишается удовольствия. Не слишком ли получается дорогой цена?
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА К СЕБЕ
Сексуальность всегда очень индивидуальна. У каждого из нас она имеет особенности.
В чем особенности именно твоей сексуальности?
Возьми четыре листа бумаги и на каждом из них дай развернутый ответ на один из вопросов:
1. Что такое «сексуальность» с точки зрения общества?
2. Как тебе кажется, что для твоих родителей значило понятие «сексуальности»?
3. Что такое «сексуальность» лично для тебя?
4. Какой бы ты хотел(а) видеть свою сексуальность?
Теперь посмотри: есть ли противоречия между твоими ответами? В чем именно они заключаются? Выпиши эти противоречия по пунктам.
Эти противоречия отражаются как внутренний конфликт. Лучше его осознавать. Даже если мы из нашей теперешней взрослой позиции не согласны с родителем или с мнением общества, подспудно они все равно продолжают на нас влиять. Чтобы примирить эти противоречия, перестать соответствовать чьим-то ожиданиям, чтобы следовать за своей индивидуальностью, зачитай получившиеся пункты вслух. После каждого пункта проговаривай: «Я уважаю это мнение, но сам(а) делаю иной выбор».