2018-05-31 210 Просмотров
Фильм «50 оттенков серого», снятый по первому роману трилогии британской писательницы Эрики Джеймс, получил повышенный интерес из-за необычных сексуальных пристрастий главного героя. Тема садомазохизма и ее различных вариантов сейчас в «тренде» и особенно популярна у женщин. Автор сюжета смогла поймать эту волну и попала точно в цель.
Цитата из фильма
– Как ощущение?
– Приятно, сэр.
Во всех трех фильмах сюжет строится вокруг непростых взаимоотношений главных героев – Анастейши и Кристиана. Изначально в паре имеется некое несоответствие, которое намекает на дальнейшее развитие интриги. Сюжет до банального прост и встречался во многих фильмах. Если исключить сцены БДСМ, это обычная мелодрама, местами затянутая. Возьмите любой бульварный роман, и вы увидите приемы этого жанра в фильме.
Героиня – скромная девственница, этакая серая мышка, живущая в мире собственных грез и воспитанная на романах XIX века. Простой обыватель подумает: «Какая примерная девочка!» Сексолог же увидит задержку психосексуального развития.
Психосексуальное развитие – это индивидуальное развитие человека, в процессе которого формируется его половая роль, ориентация и половое самосознание. У психосексуального развития существуют определенные этапы, которые приводят к формированию зрелой сексуальности человека. Некоторые люди могут специфическим образом проходить эти этапы: с задержкой, выпадением или, наоборот, ускорением. Героиня явно застревает на романтической стадии формирования либидо.
Цитата из фильма
– Ты девственница? Почему ты не сказала?
– Я не знаю, просто…
– Ну хоть что-то пробовала?
– Нет.
– Как же ты смогла?
– Ждала.
– Мужчины, должно быть, бросались на тебя?
– Мне нужен только один.
О причинах формирования задержки психосексуального развития у главной героини мы можем только догадываться. Авторы не дают однозначного ответа о том, какие отношения были у героини с родителями в детстве и получила ли она вообще сексуальное воспитание в семье.
Другую картину мы наблюдаем у Кристиана. Закрытый, эмоционально холодный, «загадочный» мужчина.
Цитата из фильма
– И мы будем спать здесь вдвоем?
– Нет, моя комната внизу. Я предпочитаю спать один.
В начале фильма причины его поведения непонятны зрителям. Но постепенно Кристиан раскрывается, и все встает на свои места – и его загадочность, его странности поведения, и его неспособность быть близким с другими.
Цитата из фильма
– Женщина, которая родила меня, была наркоманкой и проституткой. Когда мне было четыре, она умерла. Иногда я вспоминаю страшные вещи, но не помню ее лица. Я вижу ее во снах.
Непростое детство, приемные родители и «инициация» в подростковом возрасте взрослой женщиной, которая предпочитает «нестандартный способ» сексуальной активности. В том возрасте, когда нормой для психосексуального развития считается романтическая влюбленность и невинная дружба со сверстницами, герой пропускает сразу несколько этапов и вступает в мир извращенных сексуальных удовольствий.
Цитата из фильма
– Почему ты стал таким?
– Из-за подруги моей матери. Мне было 15.
– Она тебя соблазнила?
– Я был ее сабмиссив* шесть лет.
– А твоя мать знает?
– Конечно, нет. Никто в моей семье не знает об этих… увлечениях.
Все это мы узнаем не сразу, общая картина складывается как мозаика. Закрепив деструктивный сексуальный сценарий, Кристиан с помощью него адаптируется к окружающей его реальности. Хоть как-то примирившись со своим прошлым, он загоняет глубоко свою боль, считая, что перевернул эту страницу своей жизни.
Цитата из фильма
– Подчинив себя, я обрел свободу. Ни ответственности, ни обязательств, полная безопасность. Тебе понравится, вот увидишь.
Но психологическую травму невозможно просто переварить. Она, как заноза, будет сидеть глубоко и постоянно давать о себе знать.
Наши герои встречаются. Она неловка, застенчива, он сразу вычисляет в ней идеальную жертву. Ее поведение становится триггерным фактором, запускающим в нем цепную реакцию.
Он неслучайно ее выбрал. Она как чистый лист бумаги, и ее невинность (инфантильность) на руку герою. Он может лепить ее под себя, что он и делает весь фильм. Возможно, другая девушка не повелась бы на условия Кристиана, но только не Анна, которая подспудно желала подчиниться ему. Обычно такие девочки получают в родительской семье многочисленные запреты одновременно с установками «будь послушной, терпи».
Поскольку Анна не знает толком, где проходят ее границы и чего она хочет, она увлекается игрой Кристиана. Но для него это уже не развлечение, а необходимость.
Цитата из фильма
– О, господи.
– Это называется флоггер. Только не надо молчать.
– Женщины делают это с тобой или…
– Нет, я с женщинами. Но только с теми, кто этого хочет.
– Ты садист?
– Я доминант.
– И что это значит?
– Это значит, что ты добровольно подчиняешься моей воле.
– Зачем я должна это делать?
– Чтобы угодить мне.
– Угодить тебе? Как?
– Есть правила: если ты следуешь им, я тебя поощряю. Если нет – наказываю.
– Ты накажешь меня, используя все эти вещи?
– Да.
– А что я получу взамен?
– Меня.
Анастейше льстит внимание такого мужчины, и чем ближе она ему становится, тем сильнее в ней ее желание «спасти» Кристиана. Она считает, что у нее это может получиться.
Здесь мы сталкиваемся с негативным любовным женским сценарием «Красавица и чудовище». Суть его заключается в следующем: женщина, влюбившись в монстра, свято верит, что сможет спасти и изменить его своей любовью.
Классическим примером являются жены алкоголиков. Но монстру на самом деле это не нужно, ему хорошо и комфортно в своем обличье.
Цитата из фильма
– Почему мы не можем спать вместе? Почему мне нельзя касаться тебя? Зачем все так усложнять?
– Если подпишешь договор, тебе не придется об этом думать.
– Для чего тебе нужен этот договор? Ты не любишь меня такой?
– Конечно, люблю.
– Но почему ты хочешь изменить меня?
– Это не так. Я не…
– Я хочу большего, чем договор.
– Сердечко и цветочки? Мне это чуждо. Анна, пойми, это ты делаешь меня другим.
Суть садомазохизма показана в фильме не совсем точно. Кристиан практикует такой способ сексуальной активности достаточно давно, он уже давно закрепил его. Обычно в случае отсутствия лечения такое сексуальное расстройство утяжеляется: участие в традиционном половом акте становится невозможным. А Кристиан может участвовать в сексе как с элементами БДСМ, так и без них. Получается явная несостыковка с картиной реального сексуального заболевания.
Отношения достигают пика, когда Анна узнает всю суть сексуальных желаний Кристиана в его тайной комнате. Напрашивается аналогия со сказкой «Синяя борода». Это откровение оказывается запредельным и пугает героиню. Она уходит, и на этом первый фильм заканчивается.
Цитата из фильма
– Ты в этом уверена?
– Да.
– Наклонись. Я ударю тебя шесть раз, и ты будешь считать.
– Считай, Анастейша.
– Один, два, три, четыре, пять, шесть. Нет, не смей прикасаться ко мне. Вот что тебе нужно. Такой хочешь меня видеть?
– Ана…
– Не подходи. Вот что доставляет тебе удовольствие.
Как подобная проблема решается в реальной жизни способами медицинской сексологии? Существуют три стадии течения сексульного расстройства. На первых двух критика к своему состоянию сохраняется, возможен и произвольный контроль своего сексуального импульса. На третьей же, последней стадии критика полностью утрачивается и реализация сексуальных желаний происходит в любой ситуации, подходящей для этого или нет.
Если расстройство не лечить, с течением времени оно прогрессирует, нанося вред не только здоровью самого больного, но и его потенциальным жертвам. В фильме же садомазохизм показан как некая странность, почти норма. Зрителю дается явный посыл – ничего страшного в этом нет.
Возрастной ценз фильма – «18+». Ведь подросток со своей незрелой психикой и сексуальностью может копировать поведение.
Цитата из фильма
– Произнеси стоп-слово.
– Красный и желтый.
– Не забудь их.
Независимо от стадии течения болезни, сексуальное расстройство излечимо полностью. Да, это процесс не быстрый, но все равно возможно заменить один девиантный сексуальный сценарий на более традиционный и адаптировать человека к жизни.
Авторы книги и фильмов преподносят извращение с неким романтическим флером, создавая иллюзию заманчивости такого сексуального поведения. Возможно, они и не знают, как это бывает на самом деле. В жизни же все не так красиво, и уж точно не интересно.
Я не собираюсь спорить со сторонниками БДСМ. В моей практике врача-сексолога встречаются люди, которые страдают и тяготятся своим состоянием.
* Сабмиссив (нижний) – участник сексуальных отношений, который играет пассивную роль, полностью подчинен своему доминанту (господину), является его сексуальным рабом. Сабмиссив получает удовольствие от боли и сексуальных истязаний и полностью зависит от партнера.