2018-05-31 230 Просмотров
Кому-то покажется странным выбор этого фильма для сексологического анализа. Но если мы перенесем сюжет картины в современную эпоху, то окажется, что ситуация типичная. Измена, невозможность адаптироваться в новых, изменившихся условиях и, как следствие, суицид.
Неслучайное знакомство
Фигуры главных героев – знаковые психотипы, которые существуют в любую эпоху. Анна – привлекательная, нервная, истеричная женщина, живущая эмоциями и интуицией. Явно скучающая со своим возрастным мужем. Алексей Александрович – прямая ее противоположность. Степенный семьянин, педантичный, немного похожий на чеховского «человека в футляре». Он привык жить рассудком. Анна неоднократно называет его машиной. Вронский – великосветский плейбой, яркий, привлекающий внимание женщин. Уже изначально особенности характера каждого из персонажей служат предпосылкой к созданию любовного треугольника.
Происходит случайное знакомство на вокзале. Анна уже была подготовлена рассказами матери Вронского и заочно влюбилась в него. Так бывает у истеричных барышень, они могут нафантазировать что угодно. Наделить объект (мужчину) идеальными качествами и влюбиться в созданный ими образ. Повышенный интерес женщин утомляет Вронского, а недоступность Анны пробуждает в нем инстинкт охотника.
Из фильма
– Анна Аркадьевна – тур вальса.
– Я не танцую, если можно не танцевать.
– Но нынче, нынче нельзя не танцевать.
– Но если нынче нельзя не танцевать, то пойдемте.
– А вы, вы решительно едете сегодня?
– Да, да…
Поначалу Анна пытается вести себя как «честная» женщина. Но подсознание героини уже вовлечено в любовную игру и ищет лазейку в моральных препятствиях, чтобы удовлетворить свою страсть. Она видит эротические сновидения, в которых разум пытается рационально объяснить ее тайное желание. Рассудок уступает страсти. Либидо торжествует!
Из фильма
То, что для Анны было невозможной, ужасной и тем более обворожительной мечтою счастья, – это желание было удовлетворено.
– Все кончено. У меня никого нет, кроме тебя. Ты помни это.
– Я не могу не помнить того, что есть моя жизнь. За минуту этого счастья…
– Какого счастья? Ради Бога, ни слова больше.
Почему она изменила?
Если говорить о причинах измен, то у мужчин – это прежде всего сексуальное удовлетворение и самоутверждение. Причины женских измен более разнообразны. Это может быть не только сексуальный мотив, но и желание наказать и отомстить мужу и даже «дать из жалости».
Анна в разговоре с любовником говорит: «Я как голодный человек, которому дали поесть». Этой фразой она объясняет многое. И отсутствие взаимопонимания с мужем, и недостаток чувственных удовольствий, и даже просто дефицит внимания к ней как к женщине. И причина не в том, что Алексей Александрович много старше жены. Сколько пар с разницей в возрасте живут счастливо в браке! Дело в том, что они разные, между ними огромная дистанция и, кроме воспитания ребенка и совместного быта, точек соприкосновения у супругов нет.
Из фильма
На вокзале, Анна и Алексей Александрович
– Как видишь, нежный муж, нежный, как на другой год женитьбы, сгорал желанием увидеть тебя. Ну?
– Сережа здоров?
– Ну это что, вся награда за мою пылкость? Здоров, здоров, но соскучился.
– Что Лидия Ивановна? Без меня хранила огонь в нашем семейном очаге?
– Не могу разделить твоей иронии, Аня.
Здесь мы можем провести параллель с современным миром, когда обеспеченный мужчина берет себе «на содержание» женщину гораздо младше себя. Роль такой женщины в иерархии семьи – красивый аксессуар мужчины и/или мать его детей. Она находится в финансово зависимом положении и вынуждена подчиняться воле и причудам мужа.
Конечно, у современной женщины всегда есть выбор – быть в рабстве или добиться независимого положения. Но силиконовым красавицам так не хочется работать, приходится чем-то жертвовать. У Анны такого выбора не было, ее статус и социальная роль диктовалась обществом того времени.
Из фильма
Алексей Александрович у адвоката
– Дело, о котором я имею честь говорить с вами… должно быть тайной. Я имею несчастье быть обманутым мужем и желаю законно разорвать сношения с женою, то есть развестись. Но притом так, чтобы сын не оставался с матерью.
Алексей Александрович и Лидия Ивановна
– Я ослаб, я уничтожен, я ничего не предвидел, теперь ничего не понимаю, ничего… Без сердца, без чести, без религии, испорченная женщина. Она не существует больше для меня. Необходимо лишь найти наилучший выход из этого положения. Я могу быть несчастлив, но он и она просто не должны быть счастливы…
– Друг мой, вы не должны отдаваться этому чувству, о котором только что говорили.
– Решение мое следующее: каковы бы ни были ваши поступки, я не считаю себя вправе разрывать тех уз, которыми мы связаны властью свыше. Семья не может быть разрушена по капризу, произволу или даже по преступлению одного из супругов. Это необходимо и для меня, и для вас, но прежде всего для нашего сына. Я вполне уверен, что вы уже раскаялись и вы будете содействовать мне в том, чтобы вырвать с корнем причину нашего раздора и забыть прошедшее.
Не делиться своей виной
В картине есть еще один интересный момент для обсуждения. Часто люди задаются вопросом, стоит ли рассказывать об измене, если ты хочешь сохранить семейные отношения. Мой ответ – однозначно нет. Никому от этого хорошо не будет.
Мало того, что вы сами травмированы чувством вины. Так не нужно заставлять страдать и другого. Вина – это одна из самых деструктивных эмоций, разрушающих человека. Вина служит одной из терапевтических мишеней в работе с ситуацией измены. В картине чувство вины и отчаяния доводит Анну до самоубийства.
Из фильма
Долли и Алексей Александрович
– А что она сделала?
– Анна? Презрела свои обязанности и изменила своему мужу.
– Алексей Александрович, ради Бога, вы ошибаетесь.
– Весьма трудно ошибаться, когда жена сама объявляет это мужу, объявляет, что все восемь лет жизни и сын – все были ошибкой. И что она хочет начать жить сначала. Как бы я дорого дал, чтоб сомнение было все еще возможно. Когда я сомневался, мне было тяжело, но легче, чем теперь. Когда я сомневался, то у меня все-таки теплилась надежда. А теперь нет. Нет у меня надежды, и все-таки я сомневаюсь во всем.
В выборе спутника жизни каждая женщина может руководствоваться набором индивидуальных качеств и представлений. Кто-то выбирает по любви, кто-то по расчету. Но нужно понимать, что любовь – это естественная потребность человека, и прожить всю жизнь с нелюбимым человеком тяжело. Это как ярмо, которое вы добровольно надеваете на себя. Не стерпится и не слюбится.
Из фильма
Анна и Вронский
– Что с вами? Вы нездоровы?
– Я здорова… Я ждала тебя.
– Боже, какие холодные руки.
– Ты испугал меня.
– Простите меня, простите меня, что я приехал. Но я не мог провести дня, не видав вас.
– За что же простить, я так рада.
– Я не могу простить себе то, что ты несчастлива.
– Я не несчастна. Вот мое счастье (целует Вронского).
Пять брачных факторов
Чтобы отношения были гармоничными, важна совместимость в паре по нескольким показателям, так называемым брачным факторам. Их пять, и впервые они были сформулированы отечественными сексопатологами – Г. С. Васильченко и Ю. А. Решетняком.
- Первый фактор – физический. Он свидетельствует о физической привлекательности партнеров друг для друга.
- Второй фактор – социокультурный. Он свидетельствует об интеллектуальном и культурном развитии каждого из партнеров и о том, насколько супруги подходят друг другу исходя из этого фактора.
- Третий фактор – материальный. Он говорит о вкладе каждого из партнеров в общий семейный бюджет.
- Четвертый фактор – сексуальный (сексуальная совместимость).
- Пятый фактор – психологический. Он свидетельствует об индивидуальных личностных особенностях, о характере партнеров.
Проведя анализ, я пришла к выводу, что совместимость Анны и Алексея Александровича держится только лишь на одном факторе – материальном. Тогда как совместимость Вронского и Анны состоит из четырех факторов.
Как защитить себя от измены? Рецепт прост – ухаживайте за своими отношениями, развивайтесь сами и развивайтесь вместе с партнером. Не пытайтесь искусственно законсервировать свои отношения, это только приблизит их конец. Лучшая профилактика измен – гармоничные любовные отношения.